Фрагмент для ознакомления
2
Манипулятор – человек, который достигает своих целей с помощью различных уловок, ухищрений и приемов, не сознает, что в жизни на самом деле важно. Он держит себя и других под постоянным контролем, скрывая от них свои мотивы. Манипулятор испытывает глубокое недоверие к человеческой природе [4].
Во многом проявления самоактуализации Э. Шостром связывает с понятиями «компетентность во времени» и «опора на себя». По его мнению, самоактуацизирующаяся личность является наиболее компетентной во времени. Она имеет дело с жизнью целиком в настоящем, хотя использует прошлое и будущее, чтобы придать настоящему больше смысла. Обобщив все характеристики актуализатора и манипулятора, Э. Шостром создает тест оценки самоактуализации личности – САТ. Данный тест будет в дальнейшем использован в исследовании.
1.2 Условия и особенности, влияющие на процесс самоактуализации
Одной из важнейших характеристик полной и позитивной самоактуализации является адекватность. Это означает, что атрибуты личной подготовки должны основываться на профессионализме преподавателей и соответствующей самооценке (прил. 1).
Межличностные качества личности аналогичны тем, которые существуют внутри индивида, но они характеризуют отношение учителя к другому (ученику, коллеге). Они проявляются как признание и приятие личных ценностей другой стороны, его субъективности, стремления к независимости и свободе, уважения к нему и уверенности в его духовной и творческой силе. Развитые межличностные качества позволяют учителю координировать отношения между своим «я» и другим «я», создавать условия не только для себя, но и для своей самореализации [2].
Научная, теоретическая и практическая составляющие подготовки важны для самоактуализующейся личности.
Научно-теоретическая подготовка характеризуется необходимым и достаточным объемом знаний о самореализации и основой для ее фактического осуществления. Это важный источник информации для педагога о природе самоактуализации, ее значении для него и его профессиональной деятельности, о предмете, содержании, процессе самореализации, ее условиях, принципах, приемах, методиках, индивидуальных способах реализации и т.д.
Практическая подготовка означает формирование определенного набора навыков, преподаватели предпринимают действия на основе имеющихся знаний, главное - овладеть соответствующими нормативными приемами и личностными методами самореализации в профессиональной деятельности.
Целесообразным является подчеркнуть, что обязательным и очень важным условием подготовки к самоактуализации является полная готовность учителей к общепрофессиональной деятельности.
Наличие субъективных условий для развития является определяющим фактором эффективности самоактуализации. В то же время следует учитывать тот факт, что объективные условия внешней активизации способствуют активизации самоактуализации учителей.
В частности, И.Ф.Исаев считает, что для самоактуализации учителей, помимо субъективных условий, им также необходима соответствующая стимулирующая среда, то есть определенные объективные условия. Им, помимо прочего, автор приписывает позитивную эмоциональную и психологическую атмосферу в коллективе и команде логистики.
Представители гуманистической философии и психологии высказали мнение, что для достижения наиболее эффективной самоактуализации необходимо придерживаться доброжелательного и понимающего отношения к другим [3].
Б.С. Гершунский обоснованно полагает, что человек может стать полностью самореализующимся только на основе эффективного образования [16].
Объективные условия связаны с двумя взаимосвязанными аспектами:
- стимулирующей профессиональной средой;
- организацией специальной подготовки к самореализации в системе непрерывного образования.
Стимулирующая профессиональная среда проявляется как совокупность следующих компонентов: содействие и одобрение самореализации в профессиональной среде, благоприятная психологическая обстановка в коллективе, методическая и материально-техническая поддержка.
Становление самоактуализации требует от человека больших усилий. В своей профессиональной деятельности и самоактивации людям необходимо, чтобы члены коллектива осознавали и принимали его ценность, субъективность, стремление к независимости и свободе, с уважением и добротой, полной уверенностью в его духе и креативности. Все это доказывает, что взаимодействие всех субъектов коллектива обязательно в правилах общения самореализующейся личности.
Следовательно, эффективная самоактуализация в профессиональной деятельности требует комплекса определенных условий, которые действуют на единстве субъективного и объективного аспектов. Субъективные условия - это общая тенденция учителя к самореализации: психология, личностно-психофизиология, наука, теория, практика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акиндинова, И.А. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике / И.А. Акиндинова. СПб.: Вита, 2020. – 315 с.
2. Аминов, Н.А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. - 2020. - Т. 13. - №5. - С. 104-110.
3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2019. – 352 с.
4. Артемьева, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. - 2019. – С. 45-63.
5. Ашкинадзе, И.И. Формирование стратегии профессиональной самореализации студента заочника / И.И. Ашкинадзе. – М.: Вита, 2004. – 175 с.
6. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: Логос, 1986. – 375 с.
7. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / Н.Р. Битянова. - М.: Флинта, 1998. – 257 с.
8. Божович, Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. – 2020. - № 1. - С. 98-107.
9. Булгакова, Б.В. Профессиональное становление студентов вуза в процессе гуманитарной подготовки / Е.В. Булгакова. - Кемерово, 2005. – 405 с.
10. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахромов. - М.: Междунар. пед. акад., 2021. – 174 с.
11. Вахромов, Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением / Е. Е. Вахромов. -М.: Вита, 2003. – 375 с.
12. Горностай, П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблемы саморазвития личности: методология и практика. – 2019. - С. 126-138.
13. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности: контекстуальный подход // Психологический журнал. - 2020. - № 5. - С. 70-78.
14. Касьяник, E.JI. Психологическая диагностика самосознания личности / E.JI. Касьяник, Е.С. Макеева. - Мозырь: Содействие, 2020. – 426 с.
15. Коломинский, ЯЛ. Психология педагогического взаимодействия /Я.Л. Коломинский, Н.М. Плескачева. - СПб.: Речь, 2018. – 19 с.
16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 415 с.
17. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - 2019. - С.156-175.
18. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А.Маслоу. - СПб.: «Евразия», 1997. – 459 с.
19. Ольвинская, Ю.Л. Возможности самоактуализации личности в системе непрерывного образования // Образование и повышение квалификации работников образования. - 1994. – 386 с.
20. Садилов, И.В. Самоактуализация личности лицеиста в учебной деятельности / И.В. Садилов. - Саратов, 2002. – 202 с.